Версия для слабовидящих

Ознакомление дошкольников с поэзией в рамках реализации программы «Детский сад – Дом радости»

16 ноября 2018

 Ознакомление дошкольников с поэзией в рамках реализации программы «Детский сад – Дом радости»

Воспитатель МБДОУ д/с №12

Манацкова Г.П.

г. Таганрог

 

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас.

 Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой

и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

Иван Тургенев

 

            Дошкольное детство как период в человеческой жизни  играет важную роль в формировании того, каким станет не только отдельный человек, но и всё общество в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

            Современная педагогика и психология подчеркивают существенную роль гуманитарного образования, в котором важное место принадлежит художественной литературе в развитии личности дошкольников. Через чтение ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.

Приобщение воспитанников к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса -красной нитью прослеживается в авторской программе Н.М. Крыловой «Детский сад  – Дом радости» и является одной из составных в решении задач развития художественно-эстетической деятельности ребёнка  (в подготовительной группе Наталья Михайловна предлагает для изучения около 385 произведений художественной литературы разного жанра, в  младшей -195).

            Встреча с книгой тоже должна стать для ребёнка радостью,  ведь «Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат…» (Н.М. Крылова).

            Особое место в решении задач развития интереса и любви к художественной литературе автор программы отводит поэзии. Наталья Михайловна в Технологии  называет встречу с поэзией «Чудом!», а поэтов – «волшебниками слова».

            Поэтические произведения — важные средства формирования личности ребенка и его речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

В программе Н.М. Крыловой  роль художественного слова во всестороннем воспитании детей основывается на работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — на работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.М. Гурович.

По  Технологии «Дома радости» ознакомление с поэзией осуществляется в процессе интеграции различных видов деятельности детей (занятие, прогулка, игра, «минутка тишины», индивидуальная  беседа с ребёнком, театрализация и др.) и образовательных областей.

Уже в младшей группе, как только ребёнок переступает порог детского сада, для него начинается новый этап в его жизни. Для воспитателя самое главное в этот момент установить сотрудничество с малышом, дать почувствовать ему, что он на равных с взрослым. В решении данной задачи неоценимую помощь оказывают   хороводные, пальчиковые, малоподвижные игры, которые сразу же увлекают ребёнка. Их незатейливый, небольшой по объёму текст, повторяющейся ритм, доступен трёхлетнему ребёнку. Под него легко выполнять несложные движения. Мышление ребёнка 3-4х лет отличается образностью, ему понятен в стихах конкретный образ, он мысленно может «нарисовать» себе его содержание («По ровненькой дорожке», «Мыши», «Заинька», «Пальчик о пальчик»). Мы заметили такую закономерность: чем больше в группе таких игр (причём ребёнок может быть просто наблюдателем), тем меньше плачет «новенький малыш».

Образцы народной поэзии – песенки, потешки, прибаутки, колыбельные используются нами в повседневной жизни и в быту в каждом возрастном периоде (от младшей до подготовительной группы). Русский фольклор – душа русского искусства, яркость и непосредственность произведений народного фольклора бесценны по своей простоте и красоте  языка.

            Огромное значение в своей программе Н.М. Крылова отводит русской классической поэзии. Такие поэтические произведения — важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Классические поэтические произведения способствуют развитию речи ребёнка, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Прикосновение к  классической поэзии происходит, в основном, на прогулке во время наблюдения в природе, во время проведения «минутки тишины», и, обязательно, перед дневным сном.

Существует много способов и методик заучивания стихотворений, однако, автор программы учит не просто заучить с детьми какое-то произведение, а ввести его в мир поэзии. Работу по заучиванию начинаем задолго до занятия, чаще  утром или на прогулке в индивидуальном общении воспитателя и ребёнка, используя «метод повторений». Здесь очень интересен ещё один метод, когда воспитатель предлагает воспитаннику позвать своего «дружочка» и послушать  ещё разок вдвоём. Такой способ помогает определить не только отношение ребёнка к произведению, но и определить личные взаимоотношения и симпатии воспитанников группы друг к другу. Благодаря такому методу, к моменту занятия стихотворение уже было повторено от 6 до 8 раз и уже на занятии 2-3 человека  могут повторить произведение самостоятельно. Работа по заучиванию продолжается и позднее, после занятия, на протяжении ещё нескольких недель.

В Технологии Н.М. Крылова предлагает постоянно вести беседы о том, что разные поэты могут писать об одном и том же событии по-своему красиво (И.Фет и З. Александрова «Подснежник»), иногда один и тот же поэт может писать разные по жанру произведения (С.Маршак:  сказка «12 месяцев», юмористические стихи «Вот какой рассеянный»,  стихи  «Круглый год»), а поэты и писатели тоже могут писать об одном и том же, так по – разному, но так удивительно ярко (сравнение прозы и поэзии в произведениях об осени подготовительная группа). Поэты выражают своё отношение (к природе)  поэтическими словами, а  художники  - красками на холсте.

Для повторения запоминания поэтических произведений, а также для диагностики их знаний, нами используется способ-развлечение  «Мишкины именины» (в младших группах) и «Незнайкины именины» (для старших групп). Название  данного мероприятия может меняться: «В гости к Мишке»,  « Незнайка собирает друзей», но суть остаётся одинаковой: порадовать Мишку, Незнайку  и их друзей своим творчеством (здесь и можно проверить, кто запомнил лучше какое произведение, кому какое больше нравится, кто из детей с радостью хочет поделиться своим творчеством, а кто равнодушен и просто отживается).

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»,- говорил А.И. Куприн. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная  задача – поэтическое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. «Всё дело в мастерстве чтения – темп медленный, захватывающий, интонация, которой хочется всех удивить» (Н.М. Крылова). Большое значение автор программы уделяет и выразительности чтения воспитанников, она советует не допускать чтение высокохудожественного произведения на уровне неуверенного знания текста. Сначала дети запоминают текст, а потом уже нужно с ними работать над поиском нужной интонации, индивидуального стиля чтения.

И последнее на чём хотелось бы остановиться – это взаимодействие с библиотеками. В детском саду есть своя небольшая библиотека, книги современного оформления, яркие, красочные, хорошего качества. Вот уже несколько лет подряд пополнять наш фонд, в рамках проводимого в Таганроге чеховского книжного фестиваля, помогает Пушкинская библиотека г. Москвы, которая передаёт в дар  (как и другим детским садам города)  книги детской литературы разных жанров.

Уже в средней группе дети «открывают для себя детскую библиотеку, как замечательное учреждение, собирающее и сохраняющее книги» (Н.М. Крылова).     Уже много лет наш детский сад и Центральная городская детская библиотека им. М.Горького являются социальными партнёрами в вопросах приобщения детей к художественной литературе.

В настоящее время Центральная городская детская библиотека для нас является не только учреждением, пропагандирующим книгу и чтение,  а информационным, культурным и досуговым центром для детей и взрослых.  Помимо различных тематических встреч, посвящённых знакомству с поэтами и писателями, встреч с книгами и интересными людьми, наши учреждения проводят большое количество совместных мероприятий по нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию подрастающего поколения, ведётся работа и по воспитанию любви детей к родному городу, как своей малой Родине и  Родине писателя А.П.Чехова. Педагогический коллектив, родители и воспитанники детского сада учувствуют в различных акциях, выставках, конкурсах, проводимых ЦГДБ им. М.Горького, детской  библиотекой им. Величкиной В.М.   г. Ростова-на-Дону.

 


Нравится
Другие новости этой организации:

Детский сад № 12 «Зоренька»
Россия, Таганрог, ул. Фрунзе, 56
Детский сад № 12 «Зоренька»
+7 (8634) 38-35-81
+7 (8634) 38-35-81 sad12.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!