Новости

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО

6

июля

2021

Тараканова И. М.,

заведующий МБДОУ д/с № 12,

г. Таганрог.

Научно-технический прогресс требует использования эффективных средств воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста путем организации инновационной деятельности.

В последние годы наиболее эффективным методом инновационной деятельности выступает проектная деятельность.

Проектная деятельность дошкольников – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у старших дошкольников определенной системы интеллектуальных и практических умений [2].

Главная цель проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – это развитие творческой, самостоятельной, активной личности ребенка через значимую для дошкольника познавательно-исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие воспитанников и их самореализацию в деятельности. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения экспериментов и исследований [5].

Ее предметным результатом могут стать не только знания, умения, навыки, но и формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает дошкольник [1]. Результатом проектной деятельности дошкольников могут выступить:

  • материальные ценности, создание, сохранение и приумножение которых происходит в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда;
  • эстетическое мироощущение и художественная самодеятельность дошкольника;
  • здоровый образ жизни, красота человеческого тела в сочетании с культивированием высокой гигиены жизни;
  • социализация дошкольника и его гражданская позиция;
  • рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира;
  • общение с другим человеком как ценность, содержание и цель деятельности.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта продуктивной творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. Содержанием проектной деятельности дошкольников является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а вот местом преимущественного осуществления может выступать не только детский сад, группа, но и библиотеки, место проживания дошкольника, природный или городской ландшафт, и т. д., в зависимости от предметной специфики проекта [3].

Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является проект, состоящий из серии этапов, который по длительности может занимать от четверти занятия (7 мин.) до серии последовательно организованных занятий. Атрибутика проектной деятельности дошкольников предполагает наличие различных видов ресурсов, в том числе и учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоить содержание.

Проектная деятельность предполагает применение воспитателями методов стимулирования и методов педагогического руководства. В первом случае это пробуждение интереса, удивления, любопытства, а во втором – постановка проблем и задач, обсуждение, совместное планирование, консультация и др. так как старшие дошкольники занимают позиции активного самостоятельного или организуемого извне поиска, обнаружения и использования информации [4].

Действия воспитателя при реализации проектной деятельности: помогает дошкольнику определить цель деятельности; рекомендует источники получения информации; раскрывает возможные формы деятельности; содействует прогнозированию результатов выполнения проекта; создает условия для активности дошкольника; является партнером; помогает воспитаннику оценить полученный результат и т. п.

Действия дошкольника, выполняющего проект: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания; экспериментирует; выбирает пути решения возникающих проблем; несет ответственность за свою деятельность и т.д.

Для того, чтобы ребенок начал проявлять заинтересованность к проектной деятельности воспитатель должен учесть мотивы его участия, которыми могут выступить: связь проекта со значимыми для ребенка явлениям, предметами, событиями; возможность достичь больших результатов; большое количество разных видов деятельности; возможность выбирать формы работы и темп; а так же возможность проявлять свою активность, творчество, самостоятельность.

В современной дошкольной образовательной организации проекты для дошкольников могут иметь разный характер и классифицироваться по разным признакам. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация проектов

Признак

Виды проектов

Характеристика

1.

По составу участников

– парные;

– групповые;

– индивидуальные;

– коллективные;

– массовые.

 

2.

По срокам реализации

– краткосрочные;

– средней продолжительности;

– долгосрочные.

(одно или несколько занятий)

(2-3 месяца)

3.

По характеру доминирующей деятельности

 

– творческо-игровые;

 

 

 

 

– исследовательско-творческие;

 

 

 

 

– информационно-практические;

 

 

– творческие продуктивные;

(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

(дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

(дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, в оформлении группы, в подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших групп); 

(оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)

4.

По предметно-содержательной области

– монопроект;

 

 

– интегрированные.

(содержание ограничивается рамками одной образовательной области);

(решаются задачи из разных образовательных областей программы)

 

Ученые выделяют следующие этапы организации проектной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Начальный этап. На данном этапе воспитатель совместно с дошкольниками определяет тему проекта, выясняет актуальность темы, ставит цель, определяется с задачами, ставит срок реализации.
  2. Этап планирования и организации. На этом этапе воспитатель совместно с детьми составляет план достижения целей: распределяют роли, определяют источники поиска информации, выбирают формы работы, прогнозируют результат работы. Так же воспитатель проводит для дошкольников различные экскурсии, прогулки, дидактические игры, беседы, наблюдения и т.д.
  3. Осуществление деятельности. На данном этапе дошкольники с помощью воспитателя анализируют полученную информацию, структурируют ее, создают макеты, проводят опыты, готовят презентацию.
  4. Заключительный этап. На этом этапе дошкольники при помощи воспитателя оценивают результат деятельности, анализируют ошибки. Воспитатель обязательно должен похвалить и поощрить дошкольников за проделанную работу [4].

Для того, чтобы повысить заинтересованность и эффективность работы дошкольников в проектной деятельности, необходимо привлекать родителей в эту деятельность. Совместная деятельность детей и взрослых, осуществляемая в контексте детско-родительских познавательных проектов, способствует обогащению познавательного, социально-личностного и коммуникативного развития детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2012.
  2. Землянская E.H. Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: Педагогический поиск, 2007.
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. М.: Питер, 2013.
  4. Маслов П.А. Творческая самореализация старших дошкольников в про­ектной деятельности. Волгоград, 2008.
  5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 2007. №4. С.43-45.