Специалисты
Консультация для родителей «Музыка начинается с детства»
13
апреля
2021
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №12 «Зоренька»,
Г. Таганрог
Консультация для родителей
Музыкальный руководитель
Саксонова В.А.
МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Дошкольное детство... «От меня до пятилетнего ребенка - один шаг, а от пятилетнего ребенка до новорожденного - громадное расстояние!» - так образно выразил Л.Н.Толстой мысль о своеобразии и неповторимости этого периода в жизни человека. Всё то, что получает ребенок в это время, во многом определяет, что принесёт он обществу в будущем.
Мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Кто не ощущал великую силу музыки? «Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся...» - эти слова Д.Д.Шостаковича говорят об огромном значении музыки в жизни людей. С самых первых месяцев жизни ребёнок способен эмоционально откликаться на музыку. Ребёнок растет - и в его жизнь всё полнее и содержательнее входит музыка. Благодаря музыке дети узнают многое об окружающей жизни, обогащаясь как в эмоциональном, так и в познавательном отношении.
Музыкальные способности детей могут достаточно ярко проявляться в раннем возрасте. Не зря музыкальное образование начинается в дошкольном детстве. Однако не всегда взрослые бережно относятся к музыкальным способностям детей. Часто родители, гордясь успехами своего ребенка, заставляют его постоянно "выступать" перед взрослыми, порой вопреки желанию малыша. Это приносит вред голосу, портит вкус, мешает правильному развитию музыкальных способностей. Плохо это и в воспитательном отношении. У детей вырабатывается самоуверенность, тщеславие, они привыкают к незаслуженным похвалам.
Приобщать к музыке необходимо всех детей, независимо от их природных данных, и начинать это следует делать как можно раньше, так как цель музыкального воспитания – это развитие эмоциональной составляющей личности ребёнка путём приобщения к музыкальной культуре.
Надо всегда помнить, что "диагнозы" музыкальной одаренности очень часто бывают преждевременными, и поэтому ошибочными. Порой ребенок, на которого возлагались большие надежды, не оправдывает их. И наоборот, казалось бы, далекие от музыкального переживания дети, в более позднем возрасте совершенно неожиданно успешно проявляют себя. Одни дети, более, могут стать музыкантами. Другие же, даже если не станут профессиональными музыкантами, навсегда подружатся с музыкой.
Музыка украшает жизнь и быт семьи. Как и чем – в плане музыкального воспитания - можно помочь ребенку в семье? В тех семьях, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особо благоприятная среда для развития музыкальных способностей ребенка. Не случайно гениальные композиторы прошлого (В. А. Моцарт, И.С. Бах, М. И. Глинка, П. И. Чайковский) рождались в семьях профессиональных музыкантов или в семьях любителей музыки, где музыка звучала постоянно.
В семье желательно создать такую обстановку, чтобы ребенок мог сам музицировать, наигрывать незатейливые мелодии. Музыкальные игрушки украшают жизнь ребенка, маленькие дети радуются их звукам. Дети постарше могут сами играть на детских музыкальных инструментах. Но взрослые должны помочь ребенку и показать, как правильно держать инструменты, показать, как на нем нужно играть.
Как приобщать ребенка к пению? Обычно в семье ребенок начинает петь, услышав, как поют взрослые. Пение взрослых должно быть выразительным, точным. Надо стремиться, чтобы ребенок запомнил мелодию правильно, так как переучивать неверно усвоенную мелодию очень трудно. Ребенок запоминает песню не сразу, а постепенно, по фразам. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пел слишком низко или слишком высоко. Интервал, в котором должен петь ребенок, заключается примерно от ноты "ре" первой октавы до ноты "до" второй октавы.
Важно привлекать внимание детей к тому, о чем поется в песне. Такие напоминания помогают петь выразительно. Не надо стремиться к тому, чтобы ребенок заучивал как можно больше песен, в год он может запомнить 7-9 мелодий. Замечательны русские народные песни: "Петушок", "Заинька", "Солнышко", "Во поле береза стояла". Эти песни доступны детям и по содержанию, и по мелодике. Передадим же это замечательное наследство нашим малышам!
Огромное значение в нашей жизни имеет телевидение. Там музыка звучит постоянно. Крайне важно избирательно подходить к просмотру детьми разнообразных музыкальных телепередач Кроме тематических передач музыка сопровождает мультипликационные фильмы, сказки. Хорошо, когда взрослые смотрят телепередачи вместе с детьми, объясняют им непонятное, привлекая внимание к музыке.
Итак, и в семье во многом можно обогатить музыкальный опыт ребенка.