Специалисты

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации и проведении праздников и развлечений»

13

апреля

2021

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №12 «Зоренька»,

Г. Таганрог

Консультация для воспитателей

Роль воспитателя

в организации и проведении праздников и развлечений

Составитель -

музыкальный руководитель

Саксонова В.А.

Утренник в детском саду - замечательное и, в то же время, очень ответственное мероприятие. Это не только праздник для детей, но и отчет о проделанной работе как музыкального руководителя, так и воспитателя. И, конечно, это демонстрация способностей и умений детей и, одновременно, стимул для их дальнейшего развития.

Утренник - важное событие в жизни ребенка. Атмосфера происходящего, красочность оформления, костюмы – все это оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка. Праздники обогащают детей новыми эмоциональными переживаниями, расширяют их кругозор. Дети приобретают новые знания, а также закрепляют уже имеющиеся у них умения. У детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, а также решаются задачи по гендерному воспитанию детей (пригласить на танец, проводить по окончанию). Совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателем и с музыкальным руководителем. В играх, танцах, театрализации выявляются и развиваются творческие способности детей.

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств,

являющихся важнейшим условием развития личности.

Праздник является интеграцией различных видов искусства: музыки, художественного слова, хореографии, драматизации. Поэтому праздники и развлечения в детском саду являются одним из важных звеньев в общей цепи нравственного и эстетического воспитания.

Для успешного проведения праздников и развлечений необходимо тесное взаимодействие, сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя.

При составлении праздничной программы очень важно предусмотреть участие всех детей — каждый должен себя чувствовать активным членом коллектива. Бывают, однако, случаи, когда наиболее способных детей перегружают, а отстающих совсем отстраняют от выступлений. Это оказывает дурное влияние, как на тех, так и на других. У первых развивается зазнайство, самомнение, у других теряется интерес и появляется неуверенность в своих силах и возможностях в выполнении тех или иных заданий. Необходимо при распределении ролей между детьми учитывать их индивидуальные способности, склонности и интересы.

Предпраздничная работа взрослых должна быть также четко спланирована. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности — каждому поручается определенный участок работы, за который тот отвечает перед праздником и во время проведения его. Одному из воспитателей поручается ведение праздника.

Роль Ведущего очень ответственна. Ведущий — это лицо, которое руководит праздником, объединяет в органическое целое части праздника, поясняет детям происходящее действие, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От Ведущего во многом зависит настрой детей на праздничном утреннике, заинтересованность исполняемой программой.

Очень важно, чтобы Ведущий держался непринужденно, вел утренник эмоционально, говорил просто, но литературным языком. Ведущий должен быть находчивым, ведь на утреннике случаются и непредвиденные моменты, например, паузы из-за того, что дети не успели переодеться или состав исполнителей изменился, и они не знают, какое место занять и т. д. Ведущий должен найти способ, как урегулировать неполадку (заменить или переставить последовательность выступлений, включить чтение стихов, чтобы заполнить паузу.

Не только Ведущий, но и воспитатели должны хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т. п.).

Для успешного проведения утренника воспитатель должен готовиться к празднику точно так же, как и дети. Только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми дети сталкиваются на празднике. А этих сложностей много. Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник. Они зачастую растеряны, не понимают, что им надо делать. Нельзя оставлять таких детей без внимательного взрослого наставника.

Рассмотрим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.

Ребенок должен:

- слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении;

- знать, когда выйти на номер, куда и с кем вставать, что и как взять, куда это положить после номера;

- не забыть текст, выразительно его исполнить с помощью жестов, мимики, интонации;

- что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей;

- быть внимательным и вежливым к товарищу;

- что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение.

Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике еще и свои, «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

Организационные:

уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос – раздачу - уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Коммуникативные:

общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

Эмоционально-речевые:

создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов.

Указания детям лучше давать с использованием повелительной формы глаголов - «встаньте», «пройдите», сядьте» – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Но проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса.

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника

включает три этапа.

1-этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и  тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

2-этап: «воспитатель как ведущий» (6-7-я неделя подготовки уренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями- перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3-этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника).

Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и музыкального руководителя.

Часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника

- не стоит всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного – ща исключением хоровода (у младших детей);

- стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа или слева;

- все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения, обратиться старшему воспитателю;

- недопустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи хотят все);

- не используем в речи слово «стишок», говорим: «Прочитает стихотворение»;

- перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики, музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике;

- перед выходом в зал детей не должно быть томительного длительного ожидания. Чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу.

Закрепление праздничных впечатлений

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, в рисунках, в лепке. Чтобы углубить эти впечатления и продлить радость, полученную на празднике, воспитатели дают детям для игр праздничные атрибуты, части костюмов, включают в записи музыку, используемую в празднике.

В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.

 


logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo